Формула здоровья
Позвонить

Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Главная / Документы и лицензии / Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)
> Глава 4. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ – полная редакция (документ в формате RTF, программы для чтения – Microsoft Word, Open Office, Libre Office, и т.п.)
Статья 18. Право на охрану здоровья
1. Каждый имеет право на охрану здоровья.
2. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Статья 19. Право на медицинскую помощь
1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.
2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
3. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.
5. Пациент имеет право на:
1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
3) получение консультаций врачей-специалистов;
4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
8) отказ от медицинского вмешательства;
9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства
1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:
1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;
2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).
3. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства.
4. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.
5. При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа.
6. Лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, для получения первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора дают информированное добровольное согласие на определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются в перечень, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.
8. Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
9. Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:
1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);
2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.
10. Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается:
1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, – консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, – непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство, либо судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
2) в отношении лиц, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, – судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
11. К лицам, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры медицинского характера по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.
Статья 21. Выбор врача и медицинской организации
1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
См. часть 16 статьи 100 настоящего Федерального закона
3. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:
1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;
2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.
4. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
5. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.
6. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.
8. Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 настоящего Федерального закона.
9. При оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана оказать такому пациенту медицинскую помощь без участия обучающихся.
Статья 22. Информация о состоянии здоровья
1. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.
3. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.
4. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.
5. Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье
Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Права работников, занятых на отдельных видах работ, на охрану здоровья
1. В целях охраны здоровья и сохранения способности к труду, предупреждения и своевременного выявления профессиональных заболеваний работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, работники, занятые на отдельных видах работ, проходят обязательные медицинские осмотры.
2. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3. В случае выявления при проведении обязательных медицинских осмотров медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, работник может быть признан врачебной комиссией медицинской организации на основании результатов экспертизы профессиональной пригодности временно или постоянно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ.
4. В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
5. Работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения.
Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.
Статья 28. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья
1. Граждане имеют право на создание общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируемых на добровольной основе.
2. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья и решении вопросов, связанных с нарушением таких норм и правил.
3. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья не вправе осуществлять рекламу конкретных торговых наименований лекарственных препаратов, биологически активных добавок, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока.
Виды нарушений прав пациента
Возможны следующие нарушения прав пациентов:
  • необоснованный отказ от оказания медицинской помощи;
  • низкий уровень качества (дефекты в оказании) медицинской помощи, не причинившей вред здоровью пациента, несоответствие ее качества и объема установленным стандартам;
  • низкий уровень качества (дефекты в оказании) медицинской помощи, причинившей вред здоровью или вызвавшей смерть пациента, несоответствие ее качества и объема установленным стандартам;
  • применение не щадящих (болевых) методов лечения при возможности их исключения или использования иных, щадящих методов;
  • необоснованное взимание или требование платы за лечение;
  • злоупотребления со стороны медицинских работников;
  • нарушение условий и режима лечения;
  • нарушение прав в части информированности о диагнозе, возможном риске, последствиях и результатах лечения, а также сохранения врачебной тайны;
  • отсутствие, дефекты оформления, предоставление недостоверной медицинской, статистической и финансовой документации.
Необоснованный отказ от оказания медицинской помощи
При поступлении жалобы на необоснованный отказ в направлении на госпитализацию, в госпитализации, в оказании неотложной, амбулаторной, специализированной медицинской помощи экспертиза качества медицинской помощи должна выяснить:
  • являлись ли причины отказа необоснованными;
  • причинен ли отказом вред здоровью пациента;
  • существует ли причинная связь между отказом в помощи и вредом, причиненным здоровью пациента.
Наличие или отсутствие регистрации по месту жительства (пребывания) не может служить основанием для отказа в обслуживании в лечебных учреждениях (даже если гражданин нигде не зарегистрирован по месту жительства).
Если вред здоровью пациента отказом не причинен, заключение экспертизы должно быть передано в администрацию ЛПУ с необходимой рекомендацией (оказать медицинскую помощь, госпитализировать или выдать направление на госпитализацию). Администрация в случае согласия с рекомендацией должна проинформировать ТФОМС или СМО о принятых ею мерах, а в случае несогласия — поставить вопрос о проведении повторной экспертизы. Вместе с результатом экспертизы в администрацию ЛПУ может быть направлена рекомендация привлечь его конкретных работников к дисциплинарной ответственности.
Если необоснованный отказ в медицинской помощи повлек за собой причинение вреда здоровью (наступило ухудшение состояния здоровья и т.д.), заключение экспертизы передается в юридическую службу ТФОМС (СМО) для рассмотрения вопроса о предъявлении ЛПУ претензии о возмещении вреда, причиненного здоровью.
В случае несогласия медучреждения возместить вред, причиненный жизни и здоровью (а также и моральный вред) в добровольном порядке, он возмещается в судебном порядке. В случаях, предусмотренных договором, ТФОМС может наложить на ЛПУ финансовые санкции.
Виновный медицинский работник может быть привлечен к уголовной ответственности за неоказание помощи больному на основании поступившей в органы прокуратуры или предварительного следствия жалобы пациента, информации от СМО или ТФОМС.
Низкий уровень качества медицинской помощи, не причинивший вреда здоровью пациента
Если экспертиза качества медицинской помощи выявила низкий уровень качества медицинской помощи или дефекты в ее оказании, не причинившие вреда здоровью пациента, несоответствие качества и объема услуг установленным стандартам, то оснований для возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, не возникает. При наличии морального вреда вопрос о его возмещении может решаться в судебном порядке.
Если недостатки медицинской услуги, входящей в территориальную программу ОМС, могут быть устранены при получении платной медицинской помощи, пациент вправе потребовать:
  • безвозмездного устранения недостатков оказанной медицинской услуги;
  • повторного оказания услуги;
  • возмещения расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами;
  • возмещения морального вреда.
Администрация ЛПУ может привлечь виновных работников к дисциплинарной ответственности.
В случаях, предусмотренных договором, СМО может наложить на ЛПУ финансовые санкции: проведение повторного лечения бесплатно (если лечение уже оплачено), частичный отказ от оплаты, полный отказ от оплаты.
Низкий уровень качества медицинской помощи, причинивший вред здоровью пациента
Проведенная по жалобе пациента (в случае его смерти — его родственников) на низкий уровень качества медицинской помощи или дефекты в ее оказании, причинившие вред здоровью или вызвавшие смерть пациента, несоответствие качества и объема услуг установленным стандартам экспертиза качества медицинской помощи должна ответить на следующие вопросы:
  • причинен ли вред жизни и здоровью пациента;
  • какой характер имеет причиненный вред;
  • противоправны ли действия медицинского персонала;
  • существует ли причинная связь между противоправными действиями медицинских работников и причиненным пациенту вредом.
Если экспертиза подтвердит причинение вреда жизни и здоровью, ЛПУ может быть привлечено к гражданской ответственности. Право на возмещение ущерба имеет сам пациент, а в случае летального исхода — его родственники.
Конкретный виновный медицинский работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (если причиненный им вред адекватен легкому телесному повреждению) или к уголовной ответственности (причинение смерти по неосторожности или тяжкого вреда здоровью вследствие ненадлежащего исполнения им своих профессиональных обязанностей). Во втором случае СМО (ТФОМС) обязана информировать о произошедшем органы прокуратуры и предварительного следствия.
Дисциплинарная и уголовная ответственность наступает также и в случае внутрибольничного инфицирования (уголовная ответственность при ВИЧ-инфицировании).
Пациент имеет право предъявить иск о возмещении морального вреда.
Финансирующий орган в соответствии с договором может наложить на ЛПУ штрафные санкции или отказаться от оплаты услуги.

Применение не щадящих (болевых) методов лечения при возможности их исключения или использования иных, щадящих методов
Жалоба пациента на необоснованно причиненные ему нравственные и физические страдания может стать предметом иска о возмещении морального вреда.
Конкретный виновный работник медицинского учреждения может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Необоснованное взимание или требование платы за лечение
Пациент вправе обратиться в СМО (ТФОМС) с запросом о правомерности взимания платы за лечение, предоставленное ему в лечебно-профилактическом учреждении. Юристы СМО (ТФОМС) обязаны предоставить ему необходимые разъяснения.
Если разъяснения не удовлетворяют пациента, он имеет право в судебном порядке предъявить к ЛПУ претензию или иск о возврате необоснованной платы за лечение и взыскать моральный ущерб.
СМО (ТФОМС) вправе предъявить администрации медучреждения требование о прекращении необоснованного взимания платы за медицинские услуги. Если администрация ЛПУ не согласна с таким требованием, заключение СМО (ТФОМС) должно быть направлено в орган управления здравоохранением.

Злоупотребления со стороны медицинских работников
В случае выявления злоупотреблений (вымогательство и получение взятки, превышение власти и служебных полномочий, халатность, должностной подлог и т.п.) конкретные медицинские работники должны быть привлечены к дисциплинарной или к уголовной ответственности.
Пациент также имеет право предъявить иск к ЛПУ о возмещении морального вреда.
Нарушение условий и режима лечения
Экспертное заключение о нарушениях условий и режима лечения СМО (ТФОМС) должна направить администрации ЛПУ либо в орган управления здравоохранением. На основании такого заключения к виновным работникам медучреждения применяются меры административного взыскания.
По заключению СМО (ТФОСМ) руководитель ЛПУ может быть привлечен к административной ответственности за нарушение норм санитарного законодательства.

Нарушение прав пациента в части его информированности о диагнозе, возможном риске, последствиях и результатах лечения и сохранения врачебной тайны
Виновные в подобных нарушениях медицинские работники должны быть привлечены к дисциплинарной ответственности. За разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, конкретные медицинские работники могут привлекаться к уголовной ответственности. При этом пациент имеет право обратиться в суд с иском о возмещении морального вреда.

Отсутствие или дефекты оформления, предоставление недостоверной медицинской, статистической и финансовой документации
По заключению СМО (ТФОМС) администрация лечебно-профилактического учреждения должна применить дисциплинарные взыскания к работникам, виновным такого рода нарушениях.
В соответствии с главой 4 ст.16 п.1 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 11.02.2013)
Застрахованные лица имеют право на:
1. бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:
а) на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;
б) на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования;
2. выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования;
3. замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию;
4. выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5. выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6. получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
7. защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;
8. возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
9. возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10. защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.